Стр. 1, 2, 3
 
В соответствии со СТ. 5 Закона Мурманской области «Об управлении государственной собственностью Мурманской области» № 303-01-ЗМО от 09 ноября 2001 года от имени Мурманской области права собственника могут приобретать и осуществлять органы государственной власти Мурманской области в рамках их компетенции, установленной законодательством. Субъектом, приобретающим и осуществляющим от имени Мурманской области имущественные права и обязанности, является Правительство области. Субъектами управления и распоряжения имуществом Мурманской области являются Правительство области, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Мурманской области по управлению имуществом, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Мурманской области по управлению объектами казны Мурманской области, иные исполнительные органы государственной власти Мурманской области, в компетенции которых находятся полномочия по координации и регулированию деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) Мурманской области.

В соответствии со СТ. 8 данного закона Правительство области принимает решения о приобретении имущества в областную собственность, в том числе акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ; назначает представителей Мурманской области в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Мурманской области в управлении указанными открытыми акционерными обществами.

Правительство области вправе делегировать отдельные полномочия по управлению и распоряжению имуществом Мурманской области уполномоченным исполнительным органам государственной власти Мурманской области, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), и специализированным исполнительным органам государственной власти Мурманской области.

Уполномоченный  исполнительный  орган  государственной  власти Мурманской области по управлению имуществом Мурманской области в сфере управления и распоряжения имуществом Мурманской области осуществляет от имени Мурманской области права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в областной собственности.

Решения об участии Мурманской области в хозяйственных обществах и о выходе из состава участников обществ, продаже принадлежащих Мурманской области акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ, а также об использовании специального права "золотая акция" принимаются Правительством области.

Орган по управлению имуществом от имени Мурманской области осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (ДОЛИ в уставном капитале) которых находятся в областной собственности.

Дивиденды по акциям (вкладам) Мурманской области в хозяйственных обществах и товариществах направляются в областной бюджет.

Постановлением Правительства Мурманской области N 380-ПП/14 от 10.08.2007 «О представителях Мурманской области в органах управления ОАО «АИЖКМО» предписано органам управления ОАО «АИЖКМО» в установленном порядке принять решение о выпуске ценных бумаг акций ОАО «АИЖКМО» с размещением всех акций единственному учредителю - Мурманской области в лице департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (после реорганизации - Министерство строительства и территориального
развития Мурманской области).

В соответствии со СТ. 34 Федерального Закона от 26.12.1995 N 208 «Об акционерных обществах», «акция, принадлежащая учредителю общества, не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, если иное не предусмотрено уставом общества».

Размещенные акции в количестве 8 000 штук на общую сумму 8 000 000 рублей были оплачены Департаментом строительства 11 жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области.

Фактически постановлением Правительства Мурманской области от 10.08.2007 года N 380-ПП/14 «О представителях Мурманской области в органах управления ОАО «АИЖКМО» Правительство Мурманской области уполномочило департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (после реорганизации - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области) правами акционера. При этом делегирование полномочий на осуществление прав акционера путем издания какого-то отдельного нормативного акта действующим законодательством не закреплено. Фактически статус Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, осуществляющего от имени Мурманской области права акционера от имени ОАО «АИЖКМО», закреплен приняты ми Правительством Мурманской области (Коллегией Правительства) решениями относительно совершения той или иной сделки, установления юридического факта в отношении ОАО «АИЖКМО».

В соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области N 278-ПП от 30.06.2009 утверждено Положение о Министерстве строительства и территориального развития Мурманской области, в соответствии с которым Министерство строительства и территориального развития Мурманской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций; участвует в реализации федеральных программ, разрабатывает и реализует долгосрочные и ведомственные целевые программы по вопросам, входящим в компетенцию Министерства. Открытые акционерные общества, акции которых являются государственной собственностью Мурманской области, находятся в ведомственной подчиненности Министерства, осуществляющего координацию и регулирование их деятельности.

Министр действует без доверенности от имени Министерства, вносит в установленном порядке предложения по формированию областного бюджета в части финансового обеспечения деятельности Министерства и подведомственных Министерству организаций в рамках своей компетенции.

В соответствии с указанным Положением в Перечень акционерных обществ, находящихся в ведомственной подчиненности Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, входит ОАО «АИЖКМО».

В соответствии с Постановлением Губернатора Мурманской области N  87-ПГ от  16.07.201О  Воробьев А.М.назначен  министром  строительства и территориального развития Мурманской области.

Региональная  целевая  программа  «Развитие  системы  ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области» на 2006 - 2010 годы утверждена Постановлением Правительства Мурманской области от 30.03.2006 Г. Мурманск N 104-ПП/З. В соответствии с Законом Мурманской области N 1173-01-ЗМО от 17 декабря 2009 года «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» утвержден перечень целевых программ, финансируемых из областного бюджета в 2010 году. В данный перечень входит ведомственная целевая программа «Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области на 2009-2010 годы». Главным распорядителем бюджетных средств по мероприятиям ведомственной целевой программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования» являлся исполнительный орган власти Министерство строительства и территориального развития Мурманской области.

В соответствии с данной программой предусмотрено финансирование в размере 66000 000 рублей. Получателем бюджетных средств является Министерство строительства и территориального развития Мурманской области. ОАО «АИЖКМО» осуществляет свою деятельность в целях определенных в Уставе, в том числе в целях реализации региональной целевой программы «Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области» на 2006 -2010 годы и других программ, предусматривающих жилищное кредитование, создания необходимых условий для обеспечения населения области доступным по стоимости жильем, содействию увеличения объемов производства в строительстве и смежным с ним областях.

Решение о размещении дополнительного выпуска акций на сумму 20000000 рублей принято в установленном законом порядке, все акции размещены путем закрытой подписки и приобретением всех акций в количестве 20000 штук Мурманской областью в лице Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Мурманской области (после реорганизации Министерство строительства и территориального развития Мурманской области).

Решение о дополнительном выпуске ценных бумаг от 29.06.2009 года зарегистрировано 27.11.2009 года РО ФСФР России в СЗФО. Отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг от 24.12.2009 года зарегистрирован 19.02.2010 года РО ФСФР России в СЗФО.

Таким образом, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в установленном законом порядке приобрело все права акционера по дополнительной эмиссии акций ОАО «АИЖК» на сумму 20000 000 рублей.

Законом Мурманской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 17.12.2009 N 1173-01-ЗМО, статьей 13 установлено, что Правительство Мурманской области направляет в 2010 году средства областного бюджета в качестве имущественного взноса Мурманской области в уставный капитал ОАО «АИЖКМО» в сумме 55000,0 тыс. рублей в целях реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области».

По распоряжению Правительства Мурманской области от 12.05.2010 N 134- РП дополнительные акции ОАО «АИЖКМО» в количестве 55 000 штук на общую сумму 55 000000 рублей размещены посредством закрытой подписки путем приобретения акций единственным акционером - Мурманской областью в лице Министерства строительства и территориального развития Мурманской области.

В соответствии с протоколом N 14 заседания Совета директоров ОАО «АИЖКМО» от 13 мая 2010 года принято решение об увеличении уставного капитала ОАО «АИЖКМО» на 55 000000 рублей путем размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 55 000 штук. Дополнительные акции Общества размещаются посредством закрытой подписки, путем приобретения их единственным акционером - Мурманской областью в лице Министерства строительства и территориального развития Мурманской области.

В соответствии с протоколом N 15 заседания Совета директоров ОАО «АИЖКМО» от 17 мая 2010 года принято решение об утверждении Решения о дополнительном выпуске ценных бумаг ОАО «АИЖКМО» - акций обыкновенных именных бездокументарных в количестве 55 000 штук; об утверждении формы договора купли-продажи акций увеличении уставного капитала ОАО «АИЖКМО» на 55 000000 рублей путем размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 55 000 штук. Дополнительные акции Общества размещаются посредством закрытой подписки, путем приобретения их единственным акционером - Мурманской областью в лице Министерства строительства и территориального развития Мурманской области.

В соответствии с Приказом РО ФСФР России в СЗФО от 20 июля 2010 года N 72-10-1239/ПЗ-и осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг эмитентом ОАО «АИЖКМО» - акций обыкновенных именных бездокументарных. Владельцем акций является Мурманская область в лице Министерства строительства и территориального развития Мурманской области.

Акции оплачены Министерством строительства и территориального развития Мурманской области в полном объеме в сентябре 2010 года, отчет об итогах дополнительного выпуска зарегистрирован ФСФР России в СЗФО.

Так, в соответствии с платежным поручением N 33416 от 07.09.2010 на расчетный счет ОАО «АИЖКМО» перечислены денежные средства в сумме 25 000 000 рублей в качестве частичной оплаты за обыкновенные именные бездокументарные акции.

В соответствии с платежным поручением N 33379 от 09.09.2010 на расчетный счет ОАО «АИЖКМО» перечислены денежные средства в сумме 5 000 000 рублей в качестве частичной оплаты за обыкновенные именные бездокументарные акции.

В соответствии с платежным поручением N 34203 от 14.09.2010 на расчетный счет ОАО «АИЖКМО» перечислены денежные средства в сумме 25 000 000 рублей в качестве частичной оплаты за обыкновенные именные бездокументарные акции.

Таким образом, Мурманская область в лице Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в установленном законом порядке, в том числе в соответствии со статьей 31 Федерального Закона от 26.12.1995 N 208 «Об акционерных обществах», приобрело все права акционера по дополнительной эмиссии акций ОАО «АИЖКМО» на сумму 55 000 000 рублей.

В соответствии с Приказом РО ФСФР России в СЗФО от 08 ноября 2010 года N 72-10-1839/пз-и осуществлена государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг эмитентом ОАО «АИЖКМО» - акций обыкновенных именных бездокументарных в количестве 55 000 штук общей стоимостью 55 000 000 рублей. Сведения о лицах, зарегистрированных в реестре акционеров эмитента -Мурманская область в лице Министерства строительства и территориального развития Мурманской области.

В соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области N 89- ПП от 6 марта 2008 года «О коллегии Правительства Мурманской области по работе с представителями Мурманской области в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых являются государственной собственностыо Мурманской области или в отношении которых используется специальное право (кзопотая акция»)» обеспечение представления интересов Мурманской области в органах управления обществ, выработку и реализацию представителями Мурманской области единой позиции по всем вопросам, отнесенным к полномочиям этих органов, осуществляет коллегия Правительства Мурманской области по работе с представителями Мурманской области в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых являются государственной собственностью Мурманской области или в отношении которых используется специальное право («золотая акция»).

Решения Коллегии вступают в силу после их утверждения распоряжением Правительства Мурманской области и обязательны для исполнения представителями Мурманской области на собраниях акционеров (участников), в органах управления обществ.

На основании утвержденного распоряжением Правительства Мурманской области решения Коллегии по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров открытого акционерного общества, в случае если в государственной собственности Мурманской области находится 100 процентов голосующих акций такого акционерного общества, оформляется от имени Мурманской области единоличное решение акционера по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров.

В соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области  N 292- РП от 22.10.2010 утверждено решение Коллегии Правительства Мурманской области по вопросам, относящимся к компетенции совета директоров, и вопросу, относящемуся к компетенции общего собрания акционеров ОЛО «ЛИЖКМО». В соответствии с решением Коллегии Министерству строительства и территориального развития Мурманской области (Воробьев А.М.) предписано оформить и направить в ОЛО «ЛИЖКМО» единоличное решение акционера по вопросу, относящемуся к компетенции общего собрания акционеров общества. В соответствии с решением Коллегии принято решение об одобрении совершения ОЛО «ЛИЖКМО» крупной сделки, включающей несколько взаимосвязанных сделок, предметом которых является предоставление денежных займов 000 «АрктикРегионСтрой» на финансирование строительства дошкольных образовательных учреждений в Мурманской области на общую сумму 50 000 000 рублей.

Данное решение принято на основании обращения Министерства строительства и территориального развития Мурманской области от 18.10.201о, протокола коллегии Правительства Мурманской области .N 3410T 20.10.2010.

Как следует из материалов уголовного дела, данное распоряжение Правительства Мурманской области соответствует требованиям Устава Мурманской области, Федерального закона от 26.12.1995 .N 208 - ФЗ «Об акционерных обществах», Закона Мурманской области от 09.11.2001 .N 303-01- ЗМО «Об управлении государственной собственностью Мурманской области», постановления Правительства  89-ПП от 06.03.2008. В соответствии со СТ.78 (п.1) Федерального закона от 26.12.1995  N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» данная сделка классифицируется как крупная, так как составляет более 25 балансовой стоимости активов общества по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату общества.

Так, из показаний свидетеля Маркушевского И.В. следует, что в период с 2009 года по настоящее время он состоит в должности консультанта правового управления Министерства юстиции Мурманской области. В его должностные обязанности входит правовая экспертиза проектов постановлений и распоряжений Губернатора и Правительства Мурманской области, а также правовое обеспечение деятельности Губернатора и Правительства Мурманской области.

При принятии решения Коллегии Правительства Мурманской области правовое управление Министерства юстиции Мурманской области проводит правовую экспертизу распоряжений Правительства Мурманской области, которыми утверждаются решения Коллегии Правительства Мурманской области.

Подпись Министра юстиции Мурманской области в листе согласования к Распоряжению Губернатора фактически подтверждает, что данное Распоряжение оформлено в соответствии с полномочиями Губернатора. Правительства Мурманской области, а само решение также оформлено в соответствии с действующим законодательством, регулирующим деятельность акционерных обществ.

При проведении правовой экспертизы каких-либо нарушений, замечаний, касающихся соблюдения процедуры при принятии данных решений, выявлено не было. Министерство строительства и территориального развития Мурманской области выполняет полномочия и функции единственного акционера ОАО «Агентство ипотечного жилищного кредитования Мурманской области». Решение акционера об одобрении крупной сделки предусмотрено Федеральным законом «Об акционерных обществах». (т.4 л.д.53-5б)

В соответствии с протоколом N 17 от 25.10.2010 заседания Совета директоров ОАО «АИЖКМО» принято решение предложить единственному акционеру ОАО «АИЖКМО» одобрить совершение ОАО «АИЖКМО» крупной сделки, включающей несколько взаимосвязанных сделок, предметом которых является предоставление денежных займов 000 «АрктикРегионСтрой» на финансирование строительства дошкольных образовательных учреждений в Мурманской области на общую сумму 50 000 000 рублей.

В соответствии с решением единственного учредителя (акционера) ОАО «АИЖКМО» N 21 от 25.10.2010 принято решение об одобрении совершения ОАО «АИЖКМО» крупной сделки, включающей несколько взаимосвязанных сделок, предметом которых является предоставление денежных займов 000 «АрктикРегионСтрой» на финансирование дошкольных образовательных учреждений в Мурманской области на общую сумму 50 000 000 рублей.

На основании принятых решений между 000 «АрктикРегионСтрой» и ОАО «АИЖКМО» заключены следующие договоры целевого займа:
договор целевого займа N 001/2010- Ю от 01.11.2010, в соответствии с условиями которого ОАО «АИЖКМО» передает в адрес 000 «АрктикРегионСтрой» 10 000 000 рублей на условиях возврата с уплатой процентов;
договор целевого займа N 002/2010 - Ю от 08.11.2010, в соответствии с условиями которого ОАО «АИЖКМО» передает в адрес 000 «АрктикРегионСтрой» 10 000 000 рублей на условиях возврата с уплатой процентов;
договор целевого займа № 003/2010 -Ю от 24.11.2010, в соответствии с условиями которого ОАО «АИЖКМО передает в адрес 000 «АрктикРегионСтрой» 10000000 рублей на условиях возврата с уплатой процентов.

В соответствии с платежным поручением № 1389 от 01.11.201О  ОАО «АИЖКМО» перечислило в адрес 000 «АрктикРегионСтрой» денежные средства в размере 1О 000 000 рублей по договору процентного целевого займа.
В соответствии с платежным поручением № 1425 от 08.11.20]0 ОАО «АИЖКМО» перечислило в адрес 000 «АрктикРегионСтрой» денежные средства в размере 1О 000 000 рублей по договору процентного целевого займа.
В соответствии с платежным поручением № 1507 от 24.1 1.201О  ОАО «АИЖКМО» перечислило в адрес 000 «АрктикРегионСтрой» денежные средства в размере 1О 000 000 рублей по договору процентного целевого займа.

Данные денежные средства в общей сумме 30 000 000 рублей в соответствии с условиями договора предоставлены на срок до 30 декабря 2010 года. При этом условиями договоров предусмотрено, что проценты за пользование займом заемщик обязан уплачивать ежемесячно не позднее 20 числа каждого месяца.

Факт уплаты 000 «АрктикРегионСтрой» процентов в полном объеме по договору целевого займа в адрес ОАО «АИЖКМО» подтверждается выписками по лицевому счету, а также платежными поручениями № 157 от 18.11.2010;  № 58 от 18.11.2010; № 197 от 17.12.2010; № 198 от 17.12.2010; № 199 от 17.12.2010; № 233 от 30.12.2010; № 234 от 30.12.2010; № 235 от 30.l2.2010. (т.6 л.д. 52-53, 55-60).

Факт надлежащего исполнения обязательств по заключенным договорам целевого займа подтверждается материалами уголовного дела.

Так, в соответствии с платежным поручением № 237 от 30.12.2010 000 «АрктикРегионСтрой» персчислило в адрес ОАО «АИЖКМО» денежные средства в размере 1О 000 000 рублей в качестве уплаты ОСНОВНОЙ суммы займа по договору целевого займа (т.6 л.д. 62) В соответствии с платежным поручением № 238 от 30.12.2010 000 «АрктикРегионСтрой» перечислило в адрес ОАО «АИЖКМО» денежные средства в размере 1О 000 000 рублей в качестве уплаты основной суммы займа по договору целевого займа (т.6 л.д. 61).

В соответствии с платежным поручением № 236 от 30.12.2010 000 «АрктикРегионСтрой» перечислило в адрес ОАО «АИЖКМО» денежные средства в размере 1О 000 000 рублей в качестве уплаты ОСНОВНОЙ суммы займа по договору целевого займа (т.6 л.д. 63)

Допрошенный в качестве свидетеля по уголовному делу Степанов А.А. показал, что в период с марта 2005 года по настоящее время он работает в Министерстве финансов Мурманской области.

Разработка, утверждение и реализация ведомственных целевых программ осуществлялась в порядке, установленном постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 № 308-ПП. Ведомственная целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования» (далее - ВЦП, программа) была рассмотрена и согласована Министерством финансов Мурманской области 01 августа 2009 года.

Главным распорядителем бюджетных средств по мероприятиям программы являлся исполнительный орган власти Министерство строительства и территориального развития Мурманской области.

Контроль за реализацией ведомственных целевых программ в соответствии с пунктами 3.1-3.2 постановления Правительства Мурманской области от 30.06.2008 N 308-1111 возложен на субъект бюджетного планирования.

В период 2010 года уставный капитал ОАО «АИЖКМО» был увеличен с 8 000 000 рублей до 83 000 000 рублей путем дополнительного выпуска акций (фактически увеличение произведено за счет внесения денежных средств).

В 2010 году ОАО «АИЖКМО» получателем целевых субсидий, предоставляемых в рамках реализации целевых программам, не являлось.

Предоставление денежных средств ОАО «АИЖКМО» в виде займа, полученных за счет увеличения уставного капитала общества, направленного на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области» на 2009-201О годы, произведено без нарушения установленной процедуры.

Предоставление целевого займа ОАО «АИЖКМО» не повлекло предоставление дополнительных средств из областного бюджета (дополнительное предоставление средств из областного бюджета входит в непосредственные полномочия Министерства финансов Мурманской области).

Кроме того, предоставление целевого займа планировалось произвести на условиях возврата, что предполагало, в случае возврата, возможность дальнейшего использования средств уставного капитала общества на цели, предусмотренные ведомственной целевой программы, в соответствии с которой осуществляется деятельность ОАО «АИЖКМО».
Считает, что Министерство строительства и территориального развития обязано было исполнить решение Коллегии Правительства Мурманской области об одобрении крупной сделки.

Фактически  при  процедуре  расходования  бюджетных  средств, предоставленных Министерству строительства и территориального развития Мурманской области каких-либо нарушений допущено не было.
В данном случае для ОАО «АИЖКМО» предоставленные Министерством строительства и территориального развития Мурманской области в рамках реализации ВЦП денежные средства целевыми не являются.
Считает, что, так как деятельность ОАО «АИЖКМО», в том числе регламентирована положениями ведомственной целевой программы, то оценивать целесообразность и эффективность предоставления целевого займа необходимо с точки зрения достижения и выполнения целей и мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой (в соотношении были реализованы либо нет, по какой причине). Учитывая, что ОАО «АИЖКМО» является коммерческой организацией, то есть организацией, осуществляющей деятельность в целях извлечения прибыли, то фактически отсутствуют нарушения при процедуре предоставления целевого займа с учетом принятых решений Коллегией Правительства Мурманской области и учредителя Общества в лице Министра строительства и территориального развития Мурманской области. ( т. 4 л.д. 70-76)

Допрошенный в качестве свидетеля по уголовному делу Голубев Д.В. показал, что в должности генерального директора ОАО «Агентство ипотечного жилищного кредитования Мурманской области» он работал в период с осени 2007 года по февраль 2010 год.

 
В момент учреждения ОАО «АИЖКМО» учредителем выступил ГОУ «Управление капитального строительства Мурманской области» (согласно уставным документам Правительство Мурманской области является учредителем в лице ГОУ «Управление капитального строительства»).

Регистрация ОАО «АИЖКМО» была произведена. Изменения, которые были впоследствии внесены, а именно структурно преобразован состав участника (учредителем ОАО «АИЖКМО» выступило Мурманская область в лице департамента строительства и ЖКХ Мурманской области). Кроме того, по его мнению, данные изменения связаны с упрощением схемы в организации работы регионального оператора ОАО «АИЖКМО», так как ГОУ «Управление капитального строительства» находилось в ведомственном подчинении департамента строительства и ЖКХ, что исключало лишнее согласование при принятии решения.

Основная задача деятельности ОАО «АИЖКМО» заключалась в развитии и поддержании ипотечного кредитования на территории Мурманской области, стимулировании ЖИЛИЩНОГО строительства на территории Мурманской области.

В рамках выполнения и определения функций ОАО «АИЖКМО» Правительством Мурманской области были разработаны ряд целевых программ, но основными для направления и реализации видов деятельности Общества являлись решения, принимаемые Советом Директоров и акционером Общества.

В момент учреждения ОАО «АИЖКМО» уставный капитал составлял 8 000 000 рублей.
Для реализации функций и достижения целей развития ипотечного кредитования первоначально планировалось приобретать у банков закладные с целью последующей перепродажи. Но с учетом того, что на практике данная деятельность была неэффективной в условиях отказа банков реализовывать закладные ОАО «АИЖКМО». Поэтому Советом директоров ОАО «АИЖКМО» была утверждена программа о предоставлении ипотечных займов в качестве одного из направления деятельности.
При этом фактически ОАО «АИЖКМО» выполняло функции кредитной организации. ОАО «АИЖКМО» кредитовало физических лиц за счет собственных средств организации.

В 2008 году Правительством Мурманской области было принято решение об увеличении уставного капитала Общества за счет средств бюджета Мурманской области на 20 000 000 рублей. В соответствии с данным решением денежные средства были перечислены на расчетный счет общества. В 2008 году были предприняты попытки провести регистрацию эмиссии акций, однако в виду ошибок допущенных при оформлении документов ФСФР было отказано в регистрации эмиссии акций. По окончанию 2008 года чистые активы предприятия были меньше уставного капитала. Уставный капитал ОАО «АИЖКМО» необходимо было привести в соответствии с чистыми активами, путем уменьшения уставного капитала. В случае не исполнения указанного данного условия ОАО «АИЖКМО» должно было быть ликвидировано, либо принять решение об уменьшении уставного капитала.

В случае одобрения крупной сделки ОАО «АИЖКМО вправе совершать сделки в пределах суммы, установленной решением акционера. Генеральный директор ОАО «АИЖКМО» (для общества данная программа, устанавливающая  направление  деятельности  Общества,  носит  больше рекомендательный характер) обязан исполнять решения акционера. При этом акционер (Министерство строительства и территориального развития Мурманской области) принимает решения, обязательные для исполнения генеральным директором ОАО «АИЖКМО», в соответствии с положениями ведомственной целевой программы. Фактически ведомственные целевые программы разработаны и утверждены Правительством Мурманской области. При этом Правительство Мурманской области, принимая решения, в ходе заседания коллегии, полномочно принимать решения, влияющие на деятельность ОАО «АИЖКМО», даже в разрез положениям ведомственной целевой программы. Единственным условием, которое необходимо соблюдать в данной ситуации, по его мнению, является необходимость принятия решения ПОЛНОМОЧНЫМ органом. Фактически решение акционера о предоставлении займа основано на решение полномочных вышестоящих органов в лице коллегии Правительства Мурманской области. (т.3 л.д.97-102)

Допрошенная в качестве свидетеля по уголовному делу Аракелян Г.А. показала, что с декабря 2008 года по март 2012 года занимала должность заместителя Министра строительства и территориального развития Мурманской области - начальник финансового отдела.

Учредителем (единственным акционером) ОАО «АИЖКМО» выступал первоначально ГОУ «УКС Мурманской области», а затем Департамент строительства Мурманской области. У ставной капитал Общества на тот момент составлял около 8 000 000 рублей, однако данных денежных средств для осуществления своей деятельности Агентству не хватило, в связи с этим в 2009 году программой было предусмотрено выделение из бюджета Мурманской области 20000 000 рублей.

Первоначально ведомственной целевой программой было предусмотрено, что ОАО «АИЖКМО» должен был работать по следующей схеме, коммерческий банк выдавал ипотечный кредит гражданам, в свою очередь ОАО «АИЖКМО» должно было выкупать в банках указанные закладные и продавать центральному оператору ОАО «АИЖКМО» в г. Москве. Однако в связи с тем, что банки не выдавали ипотечные кредиты или отказывались работать по условиям регионального оператора, то Агентство начало работать по другой схеме, выдавать ипотечные займы.

Кострицына М.В. является ее двоюродной сестрой. Кострицына М.Б. приехала в г. Мурманск в 2008 году, некоторое время проживала и была прописана в квартире по адресу: г. Мурманск, пр. Кольский, Д. 33, кв. 45, затем какое-то время проживала в принадлежащей ее мужу квартире по ул. Полярные Зори. Несмотря на то, что она предоставляла своей сестре жилые помещения, Кострицыной все равно пришлось решать вопрос с приобретением или наймом жилья. Осенью 2009 года к ней обратился директор ОАО «АИЖКМО» Голубев Д.В., сообщив, что ему необходимо улучшить структуру баланса Общества, так как ОАО «АИЖКМО» несло убытки два года, для этого ему необходимо было продать имеющуюся у Агентства квартиру за 5 000 000 рублей, однако покупателя у него не было. Ей в тот момент пришла идея о том, что у Кострицыной нет жилья, однако имеется 100 000 рублей, которые она могла внести в качестве первоначального взноса, остальные 4 900 000 рублей ее сестра должна будет внести через 2 года, при этом Кострицына М.В. могла проживать в данной квартире, а затем при расторжении договора внесенный задаток возвращался Агентством Кострицыной М.В. Таким образом, каких-либо затрат за исключением указанного выше задатка ее сестра не несла, Агентство могло улучшить свою структуру баланса.

В 2010 году было оформлено увеличение уставного капитала ОАО «АИЖКМО» на 55 000 000 рублей. Эмиссия акций была зарегистрирована 20.07.2010. Оплата акций прошла в сентябре 2010 года, а в ноябре 2010 года был зарегистрирован отчет об эмиссии акций. Увеличение уставного капитала было вызвано обеспечением условий для увеличения объемов строительства жилья на территории Мурманской области с использованием различных источников финансирования, в том числе использования государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования, для обеспечения условий развития ипотечного кредитования Мурманской области.

В 201О году Правительством Мурманской области было принято решение о проекте быстровозводимого детского сада на территории г. Полярные Зори. Осенью 2010 года к Министру строительства и территориального развития Мурманской области Воробьеву М.А., который по решению совещания проведенного при Губернаторе Мурманской области осуществлял кураторский надзор строительства указанного детского сада, пришел представитель застройщика Сахаров А.В., которому необходимы были денежные средства для строительства указанного объекта.

После чего между министром строительства Воробьевым А.М., ею и Каменевым состоялось совещание, в ходе которого Воробьев спросил, возможна ли выдача ОАО «АИЖКМО» за счет оборотных средств займа ООО «АрктикРегионСтрой» на строительство здания детского сада. Также Воробьев А.М. пояснил, что в 2010 году ОАО «АИЖКМО» увеличен уставной капитал на сумму 55 000 000 рублей за счет средств бюджета Мурманской области, из которых Агентство может выдать займ ООО «АрктикРегионСтрой». Также она и Каменев высказали свое мнение о том, что выдача указанного займа является рискованной сделкой, так как общество создано только в 2010 году с уставным капиталом в сумме 1 О 000 рублей, обеспечением возврата являлось только поручение учредителя Сахарова А.В., у КОТОРОГО также не было достаточного имущества. На эти доводы Воробьев А.М. ответил, что Сахаров А.В. вернет займ в декабре 2010 году после получения денежных средств от Министерства имущественных отношений Мурманской области за построенный детский сад в г. Полярные Зори. Воробьев А.М. был уверен в том, что 000 «АрктикРегионСтрой» получит от Министерства имущественных отношений денежные средства за построенный детский сад. Кроме того, на указанном совещании рассматривался вопрос о предоставлении 000 «АрктикРегионСтрой» бюджетного кредита, но Общество не соответствовало требованиям, предъявляемым к получателю бюджетного кредита, а именно обеспечения возврата займа.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акция, принадлежащая учредителю общества, не предоставляет право голоса до момента ее полной оплаты, если иное не предусмотрено уставом Общества. Права акционера (Министерства строительства и территориального развития Мурманской области) в соответствии с действующим законодательством возникают с момента выпуска и размещения акций, их последующей оплаты.
 
Стр. 1, 2, 3
Наши партнеры:
Яндекс.Метрика
Все права защищены © Адвокатское бюро "Панфилов и партнеры", Мурманск. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на  ресурс.