Стр. 1, 2, 3

Средства на оплату акций утверждены законом об областном бюджете. Фактически Министерство строительства и территориального развития Мурманской области (ранее Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства) в установленном законом порядке приобрел все права акционера по эмиссии акций ОАО «АИЖКМО».

Делегирование полномочий на осуществление прав акционера путем издания какого-то отдельного нормативного акта областным законодательством не закреплено.

В соответствии с Уставом ОАО «АИЖКМО» вправе осуществлять прочее финансовое посредничество. Предоставление целевого займа как один из видов деятельности можно отнести к данной категории «прочее финансовое посредничество».

В результате заключения договора целевого займа сумма займа была своевременно возвращена ОАО «АИЖКМО». Факт заключения договора займа негативно на деятельности ОАО «АИЖКМО» не отразился, так как ОАО «АИЖКМО» получило прибыль от сделки в виде процентов. Кроме того, в практической деятельности ОАО «АИЖКМО» свободные денежные средства временно размещаются на депозите, процентная ставка которого ниже, чем была в условиях договора целевого займа, заключенного между 000 «АрктикРегионСтрой» и ОАО «АИЖКМО».

Кроме того, детский сад относится к объектам социальной инфраструктуры, подлежашей обеспечению при жилой застройке городских территорий, что в общих чертах входит в положения ведомственной целевой программы.

Министерство строительства и территориального развития Мурманской области имеет права акционера в отношении ОАО «АИЖКМО» в соответствии со статьей 31 Федерального закона «Об акционерных обществах». (т.3 л.д.3-7; т.4 л.д. 148-150)

Допрошенная в качестве свидетеля по уголовному делу Кабанова И.Ю. показала, что с 1998 года и по настоящее время она работает в Министерстве имущественных отношений Мурманской области. В период 2010 года она занимала должность консультанта контрольно-аналитического отдела Министерства. В ее должностные обязанности входило осуществление контроля за управлением пакетами акции открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Мурманской области.

Позицию Мурманской области по вопросам деятельности открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Мурманской области, определяет Коллегия Правительства Мурманской области.

Насколько помнит, в момент учреждения ОАО «АИЖКМО» были допущены правовые нарушения, выразившиеся в определении учредителя данного Общества (учредителем первоначально являлся ГОУ «Управление капитального строительства Мурманской области», фактически впоследствии были внесены изменения, в соответствии с которым учредителем ОАО «АИЖКМО» стало Министерство строительства и территориального развития Мурманской области. По этой причине Министерство строительства и территориального развития Мурманской области, являясь акционером ОАО «АИ)ККМО», фактически получало возможность как акционер принимать решения относительно деятельности общества. Какого-либо принятия дополнительного решения относительно делегирования полномочий Министерству строительства и территориального развития Мурманской области не требовалось.

Учитывая, что 100 акции ОАО «АИЖКМО» находятся в государственной собственности, то фактически решение Коллегии Правительства Мурманской области исполняется в полном объеме единоличным решением акционера, то есть отраслевым министерством.

В соответствии с Уставом ОАО «АИЖКМО» определены полномочия исполнительных органов Общества (генеральный директор, Совет Директоров, Общее собрание акционеров). Фактически те решения, которые находятся в исключительной компетенции Совета директоров, Общего Собрания акционеров, должны первоначально обсуждаться и приниматься в ходе заседания Коллегии Правительства Мурманской области (по решениям в отношении органов управления ОАО. акции которых находятся в государственной собственности).

Проект решения Коллегии Правительства Мурманской области по работе с представителями Мурманской области в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых являются государственной собственностью Мурманской области от 20.10.2010 о необходимости одобрения совершения крупной сделки, предметом которой является предоставление денежных займов 000 «АрктикРегионСтрой» на финансирование строительства дошкольных образовательных учреждений в Мурманской области, был подготовлен по инициативе Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, так как данное министерство является исполнительным органом власти Мурманской области в ведомственном подчинении которого находится ОАО «АИЖКМО», кроме того является акционером данного общества.

После принятия решения Коллегии акционер в лице Министерства строительства и территориального развития, будучи обязанным его исполнить, кроме того, являясь инициатором принятия решения Коллегии Правительства Мурманской области, принял решение об одобрении сделки.

ОАО «АИЖКМО» не относится к числу «проблемных» открытых акционерных обществ, акции которых находится в государственной собственности. (т. 3 л.д. l09-113)

Допрошенная в качестве свидетеля по уголовному делу Жукова И.Р. показала, что в период с 2006 года по настоящее время работает в Министерстве экономического развития Мурманской области. В ее должностные обязанности входит осуществление методического руководства формирования целевых программ Мурманской области, мониторинг хода и реализации целевых программ, установление наименования целевых показателей.

Целью участия Мурманской области в деятельности открытых акционерных обществах является участие Мурманской области в лице исполнительных органов власти в решении каких-либо значимых вопросов, реализации социально-важных проектов и т.д. Целью деятельности Коллегии Правительства Мурманской области является принятие решений в отношении подконтрольных хозяйственных обществ (акции которых являются государственной собственностью Мурманской области). Министерство экономического развития Мурманской области проводит мониторинг, оценку эффективности и согласование целевых программ Мурманской области, осуществляет методическое руководство и координацию работ исполнительных органов государственной власти по формированию и реализации целевых программ Мурманской области.

Участие в разработке и согласовании ведомственных целевых программ Министерством экономического развития Мурманской области заключается в формировании содержания программ, без ведения работы в части финансового обеспечения Программы.

ОАО «АИЖКМО» осуществляет свою деятельность в целях, определенных в уставе, среди которых реализация региональной целевой программы «Развитие системы ипотечного кредитования и ЖИЛИЩНОГО строительства в Мурманской области» на 2006-201О годы и других программ, предусматривающих долгосрочное жилищное кредитование.

В соответствии с ведомственной целевой программой «Развитие ипотечного жилищного кредитования» в 20 I О году уставный капитал ОАО «АИЖКМО» был увеличен (фактически увеличение произведено за счет средств областного бюджета через министерство строительства и территориального развития Мурманской области путем выполнения программных мероприятий. предусмотренной ведомственной целевой программой), Контроль за ходом реализации ведомственной целевой программой осуществляется соответствующим субъектом бюджетного планирования (п. 3.4 Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственной целевой программой Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 N 308-ПП (в ред. от 07.11.2011 N2562-ПП).

Для осуществления мониторинга в Министерство экономического развития Мурманской области ежеквартально представлялись отчеты по объемам финансирования программы. Фактически в период 2010 года отчетность о реализации мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой, сотрудниками Министерства экономического развития Мурманской области анализировалась с точки зрения достижения целевых показателей и полноты использования финансовых средств, предусмотренных на реализацию Программы. В Министерство экономического развития Мурманской области поступает отчетность по реализации ведомственной целевой программы в виде приведения показателей результативности по направлениям деятельности без приведения сведений по конкретным договорам.

Анализируя информацию о достижении плановых значений целевых показателей, можно сделать вывод о том, что мероприятия, указанные в ведомственной целевой программе, ОАО «АИЖКМО» были в большей мере реализованы. Предполагает, что наличие субъективного фактора в виду отсутствия достижений по мероприятиям, носящим заявительный характер, не позволило достичь определенных планируемых показателей. (т.4 л.д.130-133)

Исходя из анализа действующего законодательства, материалов уголовного дела, следствие приходит к выводу о ТОМ, что заключение договоров целевого займа ОАО «АИЖКМО» не противоречит требованиям действующего законодательства. Так, в соответствии с Уставом ОАО «АИЖКМО» общество вправе осуществлять прочее финансовое посредничество (в соответствии с общероссийским классификаторов видов экономической деятельности, продукции и услуг к услугам по финансовому посредничеству относится финансовое посредничество прочее, к категории которого относятся сделки по предоставлению займа). При этом основной целью коммерческих организаций, к таковым относится и ОАО «АИЖКМО», является извлечение прибыли. Факт того, что деятельность ОАО «АИЖКМО» регламентирована положениями ведомственной целевой программы не исключает возможность заниматься иной деятельностью, не запрещенной законодательством.

 
Оценивая факт заключения и выполнения обязательств по договорам займа между ОАО «АИЖКМО» и ООО «АрктикРегионСтрой», необходимо отметить отсутствие каких-либо негативных последствий, выразившихся в том числе, в нарушении чьих-либо прав и законных интересов, причинении имущественного ущерба кому-либо и т.д. Данный вывод подтверждается возвратом денежных средств, полученных в виде целевого займ, выполнением мероприятий ведомственной целевой программы по развитию системы ипотечного кредитования и жилищного строительства Мурманской области.

Кроме того, из показаний свидетеля Щетининой Е.М. следует, что в период с 1997 года по настоящее время она работает в 000 «Практик-Аудит», в настоящий момент состоит в должности заместителя директора по аудиту. Основным видом деятельности ООО «Практик-Аудит» входит аудит, оказание консультационных услуг по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения. В ее должностные обязанности входит аудит, участие в аудиторских проверках, оказание консультационных услуг.

Сотрудниками ООО «Практик-Аудит» была проведена обязательная аудиторская проверка деятельности ОАО «АИЖКМО» за период 2010 год. В ходе осуществления аудиторской проверки установлено, что предоставление займов в адрес ООО «АрктикРегионСтрой» на счетах бухгалтерского учета ОАО «АИЖКМО» надлежащим образом отражено. Данные займы возвращены. По предоставленным займам начислены про центы и отражены в доходных статьях бухгалтерской отчетности. Фактически каким-то образом с отрицательной стороны предоставление займа ОАО «АИЖКМО» ООО «АрктикРегионСтрой» на деятельность ОАО «АИЖКМО» не отразилось.

В соответствии с уставом ОАО «АИЖКМО» имеет право заключать соответствующие договоры по предоставлению займов. При этом в соответствии с действующим гражданским законодательством коммерческая организация вправе осуществлять деятельность, не запрещенную законом, с целью извлечения прибыли. Предоставление займа как коммерческая сделка не противоречит действующему законодательству.

Кроме того, по сравнению с депозитами, предоставленные банкам, процент предоставления займа 000 «АрктикРегионСтрой» был несколько выше. В ходе аудиторской проверки анализировались отдельные финансово- хозяйственные операции деятельности ОАО «АИЖКМО». Так, в ходе проверки установлено, что в период 2010 года уставный капитал ОАО «Агентство ипотечного жилищного кредитования Мурманской области» был увеличен с 8 000 000 рублей до 83 000000 рублей путем дополнительного выпуска акций (фактически увеличение произведено за счет внесения денежных средств). Регистрация дополнительных акций произведена в установленном законом порядке, вкладчиком акций является Мурманская область в лице Министерства строительства и территориального развития Мурманской области.

Проанализировав деятельность финансово-хозяйственную ОАО «АИЖКМО», пояснила, что предоставление займа 000 «АрктикРегионСтрой» в обшей сумме 30000 000 рублей было возможным даже без увеличения уставного капитала на 20000000 рублей и 55 000000 рублей с учетом сумм оборотных средств (движение по расчетному счету 51).
Исходя из содержания бухгалтерской отчетности, среди оборотных средств ОАО «АИЖКМО» денежные средства, которые носит целевой характер, отсутствовали. Фактически в 2010 году ОАО «АИЖКМО» получателем бюджетных средств в рамках предоставления по целевым программам не являлось.

Предоставление целевых бюджетных средств своеобразным образом отражается в бухгалтерском учете в виде Приложения «Отчет о целевом использовании полученных средств» (данная форма отчета действовала в период 2010 года). В бухгалтерской отчетности ОАО «АИЖКМО» имеется данный отчет, который не содержит каких-либо сведений в виду отсутствия получения целевых денежных средств.

По целевому финансированию денежные средства целевого характера в бухгалтерском учете должны быть отражены по счету 86. В ходе аудиторской проверки ОАО «АИЖКМО» сведения по отражению операций по счету 86 отсутствуют.

Учитывая, что ни уставом, ни Гражданским Кодексом РФ ОАО «АИЖКМО» не запрещено осуществлять коммерческие сделки по предоставлению займа, то предоставление займа 000 «АрктикРегионСтрой» не связано с какими-либо нарушениями, допущенными ОАО «АИЖКМО».

Для ОАО «АИЖКМО» предоставленные денежные средства в сумме 55 000 000 рублей целевыми не являются. ( т.4 л.д. 57-60)

Допрошенный в качестве свидетеля по уголовному делу Каменев показал, что в ОАО «АИЖКМО» он работает с 2008 года, с марта 2010 года в должности исполняющего обязанности генерального директора ОАО «АИЖКМО».

Целью создания ОАО «АИЖКМО» явилось: реализация региональной целевой программы в развития системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области на 2006-2010 годы и других программ, предусматривающих долгосрочное жилищное кредитование: создание необходимых условий для обеспечения населения области доступным по стоимости жильем, содействие увеличению объемов производства в строительстве и смежных с ним областях; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования в сферу жилищного строительства; оказание поддержки гражданам в области ипотечного кредитования, в приобретении и строительстве жилья.

ОАО «АИЖКМО» было создано для развития рефинансирования ипотечных кредитов по стандартам ОАО «АИЖК» г. Москвы, то есть для развития системы выдачи коммерческими банками долгосрочных ипотечных кредитов.

25.03.2008 года состоялось заседание Совета директоров ОАО «АИЖКМО». В ходе данного заседания был утвержден план развития ОАО «АИЖКМО», которым был разрешен ОАО «АИЖКМО» вид деятельности - выдача ипотечных займов.

Между договорами займа и кредитным договором имеется единственное отличие: договор займа считается заключенным с момента получения денежных средств, а кредитный договор с момента подписания договора. В договорах займа выдаваемых ОАО «АИЖКМО» имеется ссылка на то, что данный договор считается заключенным с момента предоставления займа.

Таким образом, считает, что ОАО «АИЖКМО» могло выдавать ипотечные займы, то есть осуществлять свою деятельность в том виде, в котором осуществляло.

ОАО «АИЖКМО» было зарегистрировано 18 июня 2007 года с присвоением основного государственного регистрационного номера (ОГРН) 10751 90015460. В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области N 266-ПП ГОУ «УКС» выступило учредителем ОАО «АИЖКМО» от имени Правительства Мурманской области, что противоречило абзацу 2 пункта 1 статьи 1О Закона об акционерных обществах, согласно которому государственный орган не может от своего имени выступать учредителем акционерного общества. Постановлением Правительства Мурманской области от 1О августа 2007 года (после государственной регистрации Общества) N 379-ПП/14 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Мурманской области от 12.07.2006 N 266-ПП «О создании регионального оператора ОАО «Агентство ипотечного жилищного кредитования Мурманской области» (далее - Постановление ПМО N 379-ПП/14) в пункт 4 Постановления ПМО N 266-ПП внесены изменения, согласно которым от имени Мурманской области учредителем Общества поручено выступить Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области. В Едином государственном реестре юридических лиц в части содержащихся в нем сведений об учредителе Общества учредителем ОАО «АИЖКМО» является ГОУ «Управление капитального строительства Мурманской области». На попытки внести изменения ИФНС России по г. Мурманску ответило, что изменения по учредителю в реестр юридических лиц не вносятся.

15 августа 2007 года Единственный учредитель ОАО «АИЖКМО» - ГОУ «Управление капитального строительства» Мурманской области принял Решение N 2 О передаче 100  уставного капитала (акций) Общества Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в соответствии с Постановлением ПМО N 379-ПП/14. Данное решение противоречило абзацу 4 пункта 4 статьи 66 Гражданского кодекса РФ, согласно которому государственные органы не вправе выступать участником хозяйственных обществ. Кроме того, совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах выпуска запрещено пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 5 марта 1999 года N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг Общества осуществлена регистрирующим органом 31 марта 2008 года одновременно с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг. Министерством строительства в 2008 году в соответствии со статьей 14.1 Закона Мурманской области от 12 декабря 2007 года N 920-01-ЗМО «Об областном бюджете на 2008 год» в качестве бюджетных ассигнований в уставный капитал Агентства в целях реализации региональной целевой программы «Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области» на 2006-2010 годы» были перечислены в ОАО «АИЖКМО» денежные средства в сумме 20 000 000 рублей для увеличения уставного капитала Общества.

Единственным учредителем (акционером) ОАО «АИЖКМО» - Мурманской областью в лице Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, принято Решение от 28 июля 2008 года N 6 об увеличении уставного капитала Общества на 20000,0 тыс. рублей путем размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 20 000 штук, номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая, за счет средств, предусмотренных в бюджете Мурманской области на 2008 год.

Уставный капитал Агентства на 01.01.2009 составлял 8 000.0 тыс. рублей. ВрИО министра строительства и территориального развития Мурманской области А.В. Изотовым от имени единственного учредителя (акционера) Агентства подписано Решение от 26.06.2009 N 12 об увеличении уставного капитала Общества, путем размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 20 000 штук, номинальной стоимостью 1 000 рублей.

В соответствии со статьей 13 Закона Мурманской области от 17 декабря 2009 года N 1173-0 1-ЗМО «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (далее - Закон об областном бюджете на 2010 год) Правительство Мурманской области должно было направить в 2010 году средства областного бюджета в качестве взноса Мурманской области в уставный капитал открытого акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования» в сумме 55 000,0 тыс. рублей в целях реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области» на 2009-2010 годы.

Ведомственная  целевая  программа  «Развитие  системы  ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области» на 2009-2010 годы (далее - Программа) утверждена приказом Министерства строительства и территориального развития Мурманской области от 3 августа 2009 года.

Единственным учредителем (акционером) ОАО «АИЖКМО» - Мурманской областью в лице Министерства строительства и территориального развития Мурманской области принято решение от 14 мая 2010 года N 18 за подписью и.о. министра строительства и территориального развития Мурманской области А.М. Воробьева, об увеличении уставного капитала ОАО «АИЖКМО» на 55 000,0 тыс. рублей путем размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 55 000 штук.

Общий размер предоставленных Застройщику займов в сумме 30 000,0 тыс. рублей составляла 35  от балансовой стоимости активов Общества по состоянию на 30 сентября 201О года. Решения учредителя, в данном случае Министерства строительства и территориального развития обязательны для исполнения Обществом, в том числе исполнительным органом - генеральным директором. Примерно в сентябре- октябре 2010 года его вызвал министр строительства и территориального развития Мурманской области Воробьев А.М., который спросил у него, может ли Общество выдать займ юридическому лицу для строительства детского сада в г. Полярные Зори в сумме 50 000 000 рублей. Он ответил, что ему необходимо ознакомится с учредительными документами указанного юридического лица. После этого к нему обратился представитель 000 «АрктикРегионСтрой», который представил заявку на предоставление займа 50 000 000 рублей, а также учредительные документы указанного Общества. Ознакомившись с учредительными документами, заявкой и другими документами, он понял, что бухгалтерский баланс указанного Общества близок к нулевому, недвижимого имущества, которое могло быть залоговым имущества, у Общества нет, поручитель - Сахаров, также как и само Общество, не мог обеспечить возращения займа. Изучив указанные документы, он понял, что выдача данного займа является рискованной сделкой, сообщив об этом министру строительства и территориального развития Мурманской области Воробьеву А.М., предупредив учредителя о возможных рисках. При наличии письменного согласия учредителя и устных убеждений со стороны Воробьева А.М. о необходимости выдачи указанного займа, он, являясь директором ОАО «АИЖКМО», был вынужден заключить с директором 000 «АрктикРегионСтрой» указанный договор займа. Воробьев А.М., являясь министром строительства и территориального развития, непосредственно осуществлял контроль за ходом строительства. Кроме того, зная, что строительство детского сада ведется, и, учитывая, что Воробьев А.М. поручился, за то, что 000 «АрктикРегионСтрой» из бюджета Мурманской области за приобретение указанного здания будут выплачены денежные средства в сумме 70 000 000 рублей, он заключил договор займа с директором 000 «АрктикРегионСтрой» Гунбиным А.Р. В конце декабря 2010 года займ был возращен в ОАО «АИЖКМО».

Распределителем бюджетных средств по программе «Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области» является Министерство строительства и территориального развития Мурманской области. ОАО «АИЖКМО» не является получателем бюджетных средств, а является продавцом ценных бумаг.

В соответствии с паспортом ведомственной целевой программы «Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области на 2009-2010 годы» целями Программы являлись:
- обеспечение условий развития системы ипотечного кредитования в Мурманской области. Данная цель была достигнута, Агентством были созданы все условия развития системы ипотечного кредитования в Мурманской области, а именно достигнута договоренность со страховыми компаниями по страхованию участников рынка (заемщиков), была достигнута договоренность с оценочными компаниями по оценке жилья по стандартам Агентства, а также существовал спрос со стороны заемщиков, однако банки на тот момент времени отказались работать по стандартам Агентства и рефинансировать закладные оформленные по стандартам Агентства, таким образом, указанная цель была достигнута, но отсутствовали результаты, по причине отсутствия желания банка работать по данной системе;
- создание правовых финансовых и организационных условий для обеспечения жильем отдельных категорий граждан (работников бюджетной сферы) с использованием ипотечного жилищного кредитования. Данная цель была достигнута, работниками бюджетной сферы в 2010 году выдавались ипотечные займы в количестве более 50 займов;
- обеспечение условий для увеличений объемов строительства жилья на территории Мурманской области с использованием различных источников                                 финансирования, в том числе с использованием государственной поддержки и ипотечного жилищного кредитования. Данная цель не была достигнута, в связи с отсутствием застройщиков желающих осуществлять строительства жилья на территории Мурманской области на рыночных условиях.

Для достижения указанных целей, разделом 2 Программы предусмотрено решение следующих задач:
- создание на территории Мурманской области инфраструктуры ипотечного жилищного кредитования. Данная задача достигнута частично, в связи с отсутствием намерением банков работать по данной схеме;
- привлечение в Мурманскую область средств ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (г. Москва) и других инвесторов. Данная задача была достигнута частично, так в Мурманскую область были привлечены средства только ОАО «АИЖК» (г. Москва) в сумме 310 млн. рублей;
- формирования рынка доступного жилья через создание условий для сбалансированного увеличения платежеспособного спроса населения. Данная задача была достигнута - 350 заключенных договоров займа;
- обеспечение условий для увеличения объемов строительства посредством разработки нормативной базы, позволяющей консолидировать различные источники финансирования для целей жилищного строительства. Задача выполнена.

Согласно перечню основных мероприятий Программы за Агентством, как за ответственным исполнителем, закреплены следующие мероприятия:
- реализация мероприятий по организации взаимодействия участников рынка ипотечного кредитования. Данное мероприятие было частично выполнено в связи с нежеланием банков выдавать ипотечные кредиты по программам ОАО «АИЖК».
- создание маневренного фонда жилья, которое может быть предоставлено гражданам, в случае выселения из квартиры в связи с неисполнением своих обязательств 1/0 ипотечному кредиту. Указанное мероприятие не было выполнено, так как маневренный фонд создан не был ввиду отсутствия на тот период заемщиков, которым требовался маневренный фонд.
- увеличение ежемесячного объема рефинансирования закладных. Данное мероприятие было выполнено, проведено рефинансирование 330 закладных на сумму около 310 млн. рублей;
- увеличение ежемесячного объема выданных ипотечных займов. Данное мероприятие было выполнено - 350 займов на сумму около 330 млн. рублей.
- разработка порядка (схемы) участия ОАО «АИЖКМО» в инвестировании процесса строительства социального жилья. Мероприятие выполнено.

Таким образом, программа была выполнена в большей степени. Не выполнение программы связано с отсутствием желания банков выдавать ипотечные кредиты по программе Агентства и рефинансировать их в ОАО «АИЖКМО».

Предоставление  целевого  займа  ОАО  «АИЖКМО»  ООО «АрктикРегионСтрой» не соответствует положениям ведомственной целевой программы, однако не противоречит закону об акционерных обществах. Кроме того, выдачу займов можно отнести к виду экономической деятельности - прочее финансовое посредничество. что предусмотрено уставом Общества. Решение акционера (в данном случае Воробьева А.М.) носит обязательный характер для исполнительного органа (в данном случае для него). Кроме того, считает, что ведомственная целевая программа носила для деятельности ОАО «АИЖК МО» рекомендательный характер, устанавливающая общие направление деятельности Общества. При этом в любом случае ОАО «АИЖКМО» является коммерческой организацией, деятельность которой направлена на извлечение прибыли, регламентирована положениями Гражданского Кодекса РФ. закона «Об акционерных обществах», уставом ОАО «АИЖКМО». В уставе ОАО «АИЖКМО» среди видов деятельности Общества указано «прочее финансовое посредничество» С точки зрения экономистов, общепрактической точки зрения выдача и предоставление займа больше всего подходит к понятию «прочее финансовое посредничество». При этом при регистрации юридического лица в налоговом органе основным видом деятельности ОАО «АИЖКМО» является прочее финансовое посредничество. Фактически заключение договора между ОАО «АИЖКМО» и ООО «АрктикРегионСтрой» не противоречит Уставу Общества.

Также Правительство Мурманской области в лице Министерства строительства и территориального развития Мурманской области могло внести изменение в Устав Общества и ведомственную целевую программу, это было в ИХ полномочиях. Если бы ОАО «АИЖКМО» не выдало ООО «АрктикРегионСтрой» займ в сумме 30 000 000 рублей, то данные денежные средства находились бы на депозитах, и Агентство получало бы доход по депозитам в размере около 6-8 годовых. В тоже время выдача займа 000 «АрктикРегионСтрой» принесла Агентству больший ДОХОД, так как займ был выдан под 11%  годовых, что более дохода по депозитам. Более того Агентство не могло направить данные денежные средства на выдачу ипотечных займов, так как имела действующие договора купли-продажи закладных с ОАО «АИЖК», по которым Агентству необходимо было продать определенный объем закладных. Невыполнение данных обязательств по продаже повлекло бы для ОАО «АИЖКМО» штрафные санкции. Данная продажа закладных пополняла оборотные средства Общества, что позволяло выдавать ипотечные займы по всем одобренным заявкам. Таким образом, выдача займа ООО «АрктикРегионСтрой» положительно сказалась на деятельности Общества (получение дополнительного дохода), а также не повлияла на реализацию положений ведомственной целевой программы (плановые показатели ведомственной целевой программы были перевыполнены (план 20 10 года - 200 займов на сумму 250 млн. руб., фактически в 2010 году выдано 350 займов на сумму 330 млн. руб.)). Кроме того, предоставление займа никаким образом не отразилось на возможности Общества выдавать в случае положительного решения ипотечные займа физическим лицам.

При этом, исходя из текущей деятельности на основе анализа потребности ОАО «АИЖКМО» в финансовых источниках для осуществления текущей деятельности, им было принято решение о возможности выдачи займа в размере 30 000 000 рублей. Об этом им было доложено Воробьеву А.М., так как решениями был предусмотрен займ на сумму 50 000 000 рублей. В ходе разговора с Воробьевым А.М. последний устно согласился с ним, сообщив о возможности предоставления займа в размере 30 000 000 рублей. Выдача займа в размере не более 30000 000 рублей не отразилась бы на текущей деятельности ОАО «АИЖКМО», на выполнение тех мероприятий, которые были предусмотрены ведомственной целевой программы. Кроме того, данный лимит обуславливал бы возможность выдавать займ всем лицам, обратившимся в ОАО «АИЖКМО» с целью получения ипотечного займа. При этом сумма, превышающая 30 000 000
рублей, однозначно не могла негативно отразиться на деятельности ОАО «АИЖКМО». В случае превышения данного лимита существовали бы только определенные риски, связанные с тем, что если бы в ОАО «АИЖКМО» обратилось бы больше планируемого количество граждан, и существовала потенциальная возможность не удовлетворить потребности в выдаче ипотечных займов в установленный срок, то есть теоретически в данной ситуации процесс выдачи ипотечных займов требовал большего рефинансирования в деятельности ОАО «АИЖКМО», то есть продажи закладных (при этом данная возможность у ОАО «АИЖКМО» существовала). Поэтому решение о предоставлении займа именно в размере 30000 000 рублей связано с освобождением общества от ненужных рисков, которые при определенных условиях, а именно обращением в ОАО «АИЖКМО» гораздо большего, чем планируется количества потенциальных заемщиков. Оценивая деятельность Общества по итогам 2010 года, может пояснитъ, что даже в случае предоставления займа в размере 50 000 000 рублей, данный факт никаким образом не отразился бы на деятельности ОАО «АИЖКМО».

При этом в практической деятельности Агентства отказов в предоставлении ипотечного займа по финансовые вопросам, связанным с отсутствием денежных средств, не было. (т.3л.д.17-32;т.4л.д.142-147)

Из материалов уголовного дела следует, что из сумм финансирования деятельности Министерства строительства и территориального развития Мурманской области нецелевого использования бюджетных средств не допущено.

В ходе предварительного следствия установлен факт целевого расходования Министерством строительства и территориального развития Мурманской области денежных средств в сумме 66 000 000 рублей, в том числе 55 000000 рублей на увеличение уставного капитала, выделенных за счет средств областного бюджета.

Каких-либо нарушений при процедуре выделенных за счет средств областного бюджета денежных средств в сумме 66 000 000 рублей не выявлено.

Так, в соответствии с пунктами 6,10 приказа Министерства финансов Мурманской области от 19.03.2009 N 41 проверка Заявок, представленных Министерством строительства и территориального развития Мурманской области для оплаты денежных обязательств по приобретению обыкновенных бездокументарных акций ОАО «Агентство ипотечного жилищного кредитования Мурманской области», проведена Управлением Федерального казначейства по Мурманской области.

Заявки, представленные Министерством строительства и территориального развития Мурманской области для оплаты денежных обязательств по приобретению обыкновенных бездокументарных акций ОАО «АИЖКМО» в количестве 55 000 штук, были оформлены в соответствии с требованиями и приняты Управлением к исполнению.

Лицевые счета в органах Федерального казначейства открываются участниками бюджетного процесса субъекта Российской Федерации и муниципального образования, включенным в Перечень главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов и администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, представляемый в органы Федерального казначейства финансовыми органами субъекта Российской Федерации (местного бюджета). ОАО «АИЖКМО» отсутствует в перечне участников бюджетного процесса, представлено Министерством финансов Мурманской области, лицевые счета в органах Федерального казначейства Мурманской области данной организации не открывались. Данное положение исключает целевой характер денежных средств, полученных ОАО «АИЖКМО».

Из ответа на запрос в Министерство имущественных отношений Мурманской области следует, что полномочия акционера ОАО «АИЖКМО» от имени Мурманской области Министерством имущественных отношений Мурманской области не осуществлялись.

Согласно П.3 СТ. 14 Закона Мурманской области от 09.11.2001 N 303-0 l-ЗМО «Об управлении государственной собственностью Мурманской области» от имени Мурманской области по поручению Правительства области в качестве учредителя (соучредителя) хозяйственного общества либо покупателя акций (долей в уставном капитале) хозяйственного общества в соответствии  с действующим законодательством выступает орган по управлению  имуществом или уполномоченный исполнительный орган государственной власти Мурманской области.

В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 12.07.2006 N 266-ПП «О создании регионального оператора ОАО «АИЖКМО» (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 10.08.2007 N 379- ПП/l4) таким уполномоченным органом был определен Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, которому было поручено выступить от имени Мурманской области учредителем ОАО «АИЖКМО».

Выпиской из реестра по лицевому счету N 259436 по состоянию на 08.08.2008 подтверждается, что Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области являлся владельцем (акционером) обыкновенных именных акций ОАО «АИЖКМО» в количестве 8000 штук номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая. В реестре акционеров ОАО «АИЖКМО» учтены изменения, связанные с государственной регистрацией дополнительных выпусков ценных бумаг общества и переименованием акционера Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области, что подтверждается Сводными данными ОАО «АИЖКМО» по состоянию на 29.11.2010 с Перечнем зарегистрированных лиц, предоставленными реестродержателем общества - Мурманским филиалом ЗАО «Единый регистратор» от 30.11.201О  № 403.

Кроме того, участие Мурманской области в лице представителя (Министерство строительства и территориального развития Мурманской области) в деятельности ОАО «АИЖКМО», в осуществлении прав акционера подтверждается принятыми по итогам 2010 года решениями о выплате дивидендов.

Так, в соответствии с протоколом N 18 заседания Совета директоров ОАО «АИЖКМО» от 30 июня 2011 года принято решение о выплате дивидендов по акциям общества за 2010 год в размере 976 600 рублей путем распределения чистой прибыли, полученной Обществом за 2010 год.

В соответствии с платежным поручением N 870 от 12.08.2011 ОАО «АИЖКМО» перечислило на лицевой счет, открытый в УФК по Мурманской области, денежные средства в размере 976 600 рублей перечисления дивидендов по итогам 2010 года.

При этом как следует из показаний свидетеля Хамлий И.В., она с 2000 года и по настоящее время работает в Министерстве имущественных отношений Мурманской области.

Законами Мурманской области об областном бюджете установлены приложением N 1 главные администраторы доходов поступающих в бюджет субъекта РФ, установлены коды бюджетной классификации (КБК), которые закреплены данными законами за каждым главным администратором.

Министерство имущественных отношений Мурманской области является главным администратором и за ним закреплен, в частности КБК «доходы в виде прибыли, приходящиеся в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ и дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам РФ».

Ежегодно на основании закона «Об областном бюджете» Министерством имущественных отношений МО издается приказ на следующий финансовый год о наделении полномочиями администраторами доходов. Этим приказом закрепляются те КБК, которые есть в областном бюджете. Министерство имущественных отношений Мурманской области как администратор осуществляет начисление, учет, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет.

В соответствии с нормативными актами федерального казначейства в отношении порядка заполнения платежных поручений плательщик должен указать в платежном поручении наименование получателя платежа (УФК (Министерство имущественных отношений). Данный вариант наименования получателя является единственно верным. В платежном поручении в обязательном порядке указывается единый счет, открытый в УФК по Мурманской области, а также КБК, на который должен быть отнесен платеж. При этом в платежном поручении указывается не расчетный счет Министерства как юридического лица, а счет областного бюджета, открытый в УФК по Мурманской области, в целях аккумулирования денежных средств, поступающих в бюджет.

Предъявленная ей копия платежного поручения N  870 соответствует требованиям по оформлению платежных документов для перечисления денежных средств в областной бюджет.
(т.4 л.д. 167-169)

Учитывая анализ действующего законодательства, необходимо исходить из ТОГО, что фактически с учетом собранных материалов УГОЛОВНОГО дела, категорично не подтвержден вывод о нецелевом расходовании денежных средств. Об этом свидетельствует факт того, что ОАО «АИЖКМО» не является участником бюджетного процесса. Поступившие денежные средства в размере 55 000000 рублей на увеличение уставного капитала не носят целевой характер для ОАО «АИЖКМО». Несмотря на необходимость выполнения мероприятий ведомственной целевой программы, регламентирующей деятельность ОАО «АИЖКМО», ОАО «АИЖКМО» правомочно осуществлять действия и совершать не запрещенные законодательством сделки, направленные на извлечение прибыли.

Данные положения относятся к заключению и реализации положений договоров целевого займа; договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: г. Мурманск, ул. Октябрьская, д.36 кв. 13, поэтому следствие приходит к выводу о том, что данные сделки, совершенные ОАО «АИЖКМО», соответствует требованиям действующего гражданского законодательства.

Сведения об отсутствии надлежащих гарантийных обязательств по возврату целевого займа свидетельствует лишь о коммерческом характере совершаемых сделок, основанных на наличие рисков при их заключении.

Действия Воробьева А.М. в данном случае обусловлены сложившейся ситуацией при ведении строительства детского сада, расположенного в г.Полярные Зори, при этом в любом случае основаны и регламентированы Положением о Министерстве строительства и территориального развития Мурманской области, принятыми в установленном порядке решениями Правительства Мурманской области, в том числе решениями Коллегии Правительства Мурманской области.

Полномочия Воробьева А.М. на момент исследуемых событий министра строительства и территориального развития Мурманской области определены нормативно-правовыми актами, в том числе определяющими статус Министерства как представителя Мурманской области при осуществлении прав акционера в отношении ОАО «АИЖКМО».

Учитывая, что Воробьев А.М. занимал должность Министра строительства и территориального развития Мурманской области с 16.07.2010, имевшие быть место, но устраненные нарушения в момент учреждения ОАО «АИЖКМО» к деятельности Воробьева А.М. в указанной должности не имеют какого-либо отношения.

Отсутствие наступления негативных последствий в результате заключения договоров целевого займа подтверждается фактом осуществления обязательств по данным договорам, а также отсутствием каких-либо негативных последствий в деятельности ОАО «АИЖКМО».

Таким образом, существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства в результате заключения и исполнения обязательств по договорам целевого займа, а также иных сделок, участником которых являлось ОАО «АИЖКМО», не установлено.

Также, в ходе предварительного следствия каких-либо объективных данных, свидетельствующих о злоупотреблении ДОЛЖНОСТНЫМИ полномочиями либо о нецелевом расходовании денежных средств, совершенных Воробьевым А.М. при принятии решения об одобрении совершения ОАО «АИЖКМО» крупной сделки.

включающей несколько взаимосвязанных сделок, предметом которых является предоставление денежных займов 000 «АрктикРегионСтрой» на финансирование дошкольных образовательных учреждений в Мурманской области на общую сумму 50 000 000 рублей, не установлено.

С учетом изложенного, в результате проведенного предварительного следствия установлено, что признаки преступления, предусмотренного ст.285.1 ч.2 УК РФ, а так же признаки иного состава преступления, в действиях Воробьева А.М. отсутствуют.

При таких обстоятельствах уголовное преследование Воробьева А.М. подлежит прекращению за отсутствием в его деянии состава преступления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 24 ч. l п.2, 27 ч. l п.2, ст.212 и 213 УПК РФ,

Постановил:

1. Прекратить уголовное дело N 1-5878 (уголовное преследование), возбужденное 28.05.2012 года по признакам преступления, предусмотренного ст.285.1 ч.2 УК РФ в отношении Воробьева Андрея Михайловича, по основанию, предусмотренному п.2 ч. l ст.24 УПК РФ в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

2. Вещественные доказательства по уголовному делу возвратить законным владельцам по принадлежности.

3. Признать в соответствии со ст.134 УПК РФ за Воробьевым А.М. право на реабилитацию в порядке главы 18 УПК РФ.

 
Стр. 1, 2, 3
Наши партнеры:
Яндекс.Метрика
Все права защищены © Адвокатское бюро "Панфилов и партнеры", Мурманск. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на  ресурс.